Бахулаштами - день явления Радха Кунды. Вы в этом уверены?
"...Наиболее близко связанное с бахулаштами утверждение о Радха-кунде содержится в «Картика-махатмье» из «Падма Пураны», которую цитируют Рупа Госвами (в «Матхура-махатмье») и Санатана Госвами (в «Хари-бхакти-виласе»). Я приведу его еще раз:
па̄дме ка̄рттика-ма̄ха̄тмйе—
говардхане гирау рамйе ра̄дха̄-кун̣д̣ам̇ прийам̇ харех̣ |
ка̄рттике бахула̄шт̣амйа̄м̇ татра сна̄тва̄ харех̣ прийах̣ |
наро бхакто бхавед випра̄с тад дхи тасйа пратошан̣ам ||
В разделе «Картика-махатьмя» «Падма Пураны» сказано:
«Возле прекрасного холма Говардхан находится Радха-кунда, которая очень дорога Господу Хари. О брахманы! Омывшись в ней в день бахулаштами месяца Картика, человек становится преданным, очень дорогим Господу Хари, потому что это доставляет большое удовлетворение Ему».
Поскольку в этом стихе и вообще в этой, приведенной выше, части из «Хари-бхакти-виласы» предписано поклонение Радха-кунде в день бахулаштами и описана ее слава, но при этом не упомянута причина поклонения ей именно в этот день, то вполне возможно, что благодаря этому утверждению с течением времени бахулаштами постепенно стал отождествляться с днем явления Радха-кунды.
Также не исключено, что это следствие влияния других вайшнавских направлений, например Нимбарка-сампрадайи или местных традиций враджаваси. Так, в северной Индии бахулаштами также называют ахой-аштами (по имени богини Ахори, повелевающей потомством и детьми). В этот день матери совершают пост и особое поклонение ради блага своих сыновей. Женщины, которые не могут зачать ребенка, соблюдают ахои-аштами для того, чтобы иметь детей. В этот день тысячи семейных пар приезжают на Радха-кунду и в полночь омываются в ней, моля Шримати Радхарани о ребенке и предлагая Ей белую тыкву. Вполне возможно, что из-за количества участников этот ритуал с течением времени вытеснил омовение в настоящий день явления Радха-кунды весной и постепенно стал отождествляться с ее явлением.
Еще один вариант — калпа-бхеда, «разница в днях Брахмы», на которую в подобных случаях часто ссылаются наши ачарьи. То есть, может быть это произошло в этот день, но в другую калпу. Хотя ачарьи упоминают небольшие отличия в одной и той же лиле в разные калпы, они ничего не говорят о том, чтобы менялось время или последовательность этих лил. В добавок к этому никто из предыдущих ачарьев не упоминает прямо этот день, бахулаштами, как альтернативный вариант.
А еще некоторые вайшнавы говорят, что именно в этот день Господь Чайтанья Махапрабху заново обнаружил Радха-кунду и Шьяма-кунду в рисовых полях во время Своего пребывания во Вриндаване. Хотя это нигде не описано прямо, есть устоявшаяся традиция считать, что Он посетил Вриндаван в месяц Картика 1515 г. Если это действительно так, тогда этот день несомненно, вполне может считаться днем явления Радха-кунды, только «вторым», если так можно сказать. Но правда и здесь есть два нюанса. Во-первых, традиционно принято считать, что Махапрабху пришел во Вриндаван не просто в месяц Картика, а именно в его полнолуние, то есть в самый последний день этого месяца, через три недели после бахулаштами. Во-вторых, по крайней мере в одном месте — в статье о Враджа-мандала-парикраме из «Хармониста» (ноябрь 1931, том 29, номер 5, стр.129, написанной, судя по всему, редактором «Хармониста» профессором Нишикантом Саньялом) сказано, что Махапрабху пришел в Матхуру из Аллахабада в самом конце Картики (в начале ноября) 1514 года. После этого в месяце Аграхаян (в середине ноября) Он начал обходить Враджа-мандалу и закончил Свою парикраму в январе 1515 года. Если все это действительно так, то Он никак не смог бы посетить Арит-грам и заново открыть Радха-кунду в бахулаштами, от которого еще три недели до конца Картики"
Е.М. Бриджабаси прабху.